Пятый сезон подкаста «Заварили бизнес» — это экспедиция по югу России: мы с Леной отправились путешествовать по городам, записывать истории людей и шумы улиц. Когда мы собирались в путь, Артур Белостоцкий дал нам подробные инструкции по закупке оборудования, а потом, уже во время путешествия, я дополнила эти инструкции тем, что поняла на опыте. Теперь Лена отправляется в собственное аудио-путешествие — и поэтому я собрала для неё такой вот гайд.
Что собрать из оборудования
- рекордер zoom Н5
- микрофон-пушка rode NTG-2
- наушники.
- две SD-карты памяти максимум на 32 гига
- пауэрбенк и зарядка для него
- комплект перезаряжаемых батареек АА и зарядник
- кабель XLR (M) — XLR (F) (есть в комплекте пушки)
- кабель mini-USB (есть в комплекте рекордера)
- поп-фильтры (есть в комплекте рекордера и пушки)
- ветрозащитные фильтры. Ветер испортил мне пару записей, поэтому собираюсь купить «RODE WS6 для NTG-2» и «Zoom WSU-1 для H5».
- напоясная сумка.
Как собрать это вместе
Всё это вместе работает так. Берёте рекордер zoom Н5, вставляете в него SD-карту на 32 гига и две полностью заряженные батарейки АА. Кабелем mini-USB подключаете к рекордеру полностью заряженный пауэрбенк. К рекордеру кабелем XLR (M) — XLR (F) подключаете пушку rode NTG-2, на неё нахлобучиваете ветрозащиту RODE WS6. Вставляете в гнездо рекордера наушники. Складываете всю эту осьминожку в напоясную сумку так, чтобы торчали только наушники и микрофон-пушка. Всё.С собой в рюкзак на всякий случай берёте поп-фильтр и ветрозащиту для zoom Н5, запасную SD-карту на 32 гига и воду.
Мои ошибки
- Всегда держите в кармашке сумки запасную SD-карту. Мой любимый сценарий: вытаскиваю из рекордера SD-карту, чтобы перелить с неё исходники, забываю карту в ноуте и на следующее интервью иду без карты. Запись срывается.
- Не покупайте SD-карту больше чем на 32 гига. Однажды я осталась на записи без SD-карты и пошла покупать новую в салон МТС. Купила с запасом, на 64 гига. Но такую карту рекордер не читает, деньги потратила зря.
- Заранее заряжайте батарейки и пауэрбенк. Несколько раз запись срывалась, потому что садились батарейки. Теперь я пользуюсь обеими источниками питания: если подведёт один, то подстрахует другой.
- Купите смотку для наушников. Во время записи я миллион раз останавливалась, чтобы распутать клубок проводов, смотка должна помочь.
- Не забивайте на ветрозащиту. Однажды я пошла на уличное интервью в Тбилиси. Обычно это безветренный город, но именно в тот день начался шторм. Часть материала оказалась испорчена.
- Не забывайте наушники, потому что без них сложно ориентироваться, что именно получилось на записи. Я забыла наушники на записи одного героя в ЗВРЛ — и снимала вслепую, ориентируясь только на уровни на экране. Это, конечно, не ок. Всё равно что снимать видео без экрана камеры — наугад.
- Не экономьте на кабелях. Купила запасной кабель XLR (M) — XLR (F), выбрала самый дешёвый. Но он такой убогий, что, боюсь, расшатает гнездо у рекордера. Экономия в пару сотен того не стоит.
- Внимательно подбирайте сумку для оборудования и заранее дома отрепетируйте, как будете её использовать. На первые записи я ходила с рюкзаком, всё оборудование хранила там. Но это оказалось самым неудобным вариантом: чтобы остановить запись и подкрутить настройки, нужно остановиться, снять рюкзак, поставить его на какую-то скамейку и долго в нём копошиться. К тому же в рюкзаке все провода путаются в единый клубок. Проблема решилась, когда на одном из интервью владелица компании Room to me, Галина, подарила мне корпоративную напоясную сумку. До сих пор для меня это самый удобный вариант:
Если чуть приоткрыть — появляется доступ к рычагу холда и выключению рекордера. Провода аккуратно смотаны внутри, не путаются и не вываливаются.
Если открыть пошире — доступ к настройке чувствительности микрофона и кнопке записи. Сумка достаточно глубокая, чтобы рекордер и провода не вываливались, пока ковыряешься в настройках.
Как выбрать режим записи
У вас с собой будет три микрофона: рекордер с двумя встроенными микрофонами и отдельный микрофон-пушка.И три режима записи:
- Два мика на самом рекордере дают стерео-звук — то есть улавливают общий фон. Их я использовала, например, для записи акустики в храме.
- Их же можно использовать для записи двух людей — одна стоит слева от рекордера, другая справа. Получается, каждая говорит в свой мик. На выходе вы получите две синхронизированные дорожки.
- Пушка — для прицельной записи. Помогает, чтобы выпалить конкретный звук (лёд ломается, ветка шуршит), зазумиться в него и не слышать всего остального. Он же подходит для записи одного человека на ходу, но надо направлять пушку точно по направлению его речи.
Подобрать подходящий режим записи и удалённость героев от микрофона помогут наушники — в них вы будете слышать, что именно идёт на запись.