Блог о подкастах — свежак

Как собраться на полевую запись


Пятый сезон подкаста «Заварили бизнес» — это экспедиция по югу России: мы с Леной отправились путешествовать по городам, записывать истории людей и шумы улиц. Когда мы собирались в путь, Артур Белостоцкий дал нам подробные инструкции по закупке оборудования, а потом, уже во время путешествия, я дополнила эти инструкции тем, что поняла на опыте. Теперь Лена отправляется в собственное аудио-путешествие — и поэтому я собрала для неё такой вот гайд.

Что собрать из оборудования

  • рекордер zoom Н5
  • микрофон-пушка rode NTG-2
  • наушники.
  • две SD-карты памяти максимум на 32 гига
  • пауэрбенк и зарядка для него
  • комплект перезаряжаемых батареек АА и зарядник
  • кабель XLR (M) — XLR (F) (есть в комплекте пушки)
  • кабель mini-USB (есть в комплекте рекордера)
  • поп-фильтры (есть в комплекте рекордера и пушки)
  • ветрозащитные фильтры. Ветер испортил мне пару записей, поэтому собираюсь купить «RODE WS6 для NTG-2» и «Zoom WSU-1 для H5».
  • напоясная сумка.

Как собрать это вместе

Всё это вместе работает так. Берёте рекордер zoom Н5, вставляете в него SD-карту на 32 гига и две полностью заряженные батарейки АА. Кабелем mini-USB подключаете к рекордеру полностью заряженный пауэрбенк. К рекордеру кабелем XLR (M) — XLR (F) подключаете пушку rode NTG-2, на неё нахлобучиваете ветрозащиту RODE WS6. Вставляете в гнездо рекордера наушники. Складываете всю эту осьминожку в напоясную сумку так, чтобы торчали только наушники и микрофон-пушка. Всё.

С собой в рюкзак на всякий случай берёте поп-фильтр и ветрозащиту для zoom Н5, запасную SD-карту на 32 гига и воду.

Мои ошибки

  1. Всегда держите в кармашке сумки запасную SD-карту. Мой любимый сценарий: вытаскиваю из рекордера SD-карту, чтобы перелить с неё исходники, забываю карту в ноуте и на следующее интервью иду без карты. Запись срывается.
  2. Не покупайте SD-карту больше чем на 32 гига. Однажды я осталась на записи без SD-карты и пошла покупать новую в салон МТС. Купила с запасом, на 64 гига. Но такую карту рекордер не читает, деньги потратила зря.
  3. Заранее заряжайте батарейки и пауэрбенк. Несколько раз запись срывалась, потому что садились батарейки. Теперь я пользуюсь обеими источниками питания: если подведёт один, то подстрахует другой.
  4. Купите смотку для наушников. Во время записи я миллион раз останавливалась, чтобы распутать клубок проводов, смотка должна помочь.
  5. Не забивайте на ветрозащиту. Однажды я пошла на уличное интервью в Тбилиси. Обычно это безветренный город, но именно в тот день начался шторм. Часть материала оказалась испорчена.
  6. Не забывайте наушники, потому что без них сложно ориентироваться, что именно получилось на записи. Я забыла наушники на записи одного героя в ЗВРЛ — и снимала вслепую, ориентируясь только на уровни на экране. Это, конечно, не ок. Всё равно что снимать видео без экрана камеры — наугад.
  7. Не экономьте на кабелях. Купила запасной кабель XLR (M) — XLR (F), выбрала самый дешёвый. Но он такой убогий, что, боюсь, расшатает гнездо у рекордера. Экономия в пару сотен того не стоит.
  8. Внимательно подбирайте сумку для оборудования и заранее дома отрепетируйте, как будете её использовать. На первые записи я ходила с рюкзаком, всё оборудование хранила там. Но это оказалось самым неудобным вариантом: чтобы остановить запись и подкрутить настройки, нужно остановиться, снять рюкзак, поставить его на какую-то скамейку и долго в нём копошиться. К тому же в рюкзаке все провода путаются в единый клубок. Проблема решилась, когда на одном из интервью владелица компании Room to me, Галина, подарила мне корпоративную напоясную сумку. До сих пор для меня это самый удобный вариант:
Когда сумка закрыта, из неё торчит только микрофон-пушка и наушники.

Если чуть приоткрыть — появляется доступ к рычагу холда и выключению рекордера. Провода аккуратно смотаны внутри, не путаются и не вываливаются.

Если открыть пошире — доступ к настройке чувствительности микрофона и кнопке записи. Сумка достаточно глубокая, чтобы рекордер и провода не вываливались, пока ковыряешься в настройках.

Как выбрать режим записи

У вас с собой будет три микрофона: рекордер с двумя встроенными микрофонами и отдельный микрофон-пушка.

И три режима записи:
  1. Два мика на самом рекордере дают стерео-звук — то есть улавливают общий фон. Их я использовала, например, для записи акустики в храме.
  2. Их же можно использовать для записи двух людей — одна стоит слева от рекордера, другая справа. Получается, каждая говорит в свой мик. На выходе вы получите две синхронизированные дорожки.
  3. Пушка — для прицельной записи. Помогает, чтобы выпалить конкретный звук (лёд ломается, ветка шуршит), зазумиться в него и не слышать всего остального. Он же подходит для записи одного человека на ходу, но надо направлять пушку точно по направлению его речи.
Оба мика у меня с базовым поп-фильтром, который спасает запись от взрывных звуков, дыхания. Но чтобы спастись от ветра, обоим нужна кошка — ветрозащита.

Подобрать подходящий режим записи и удалённость героев от микрофона помогут наушники — в них вы будете слышать, что именно идёт на запись.

Как использовать рекордер zoom Н5

Вот такой видос для меня записал Артур. Этой инструкции мне хватило, чтобы настроить рекордер.

Made on
Tilda