© 2016 Zavareelee
Блог о подкастах — свежак

7 ошибок при работе с Рипером

Когда новый редактор впервые открывает рипер, он тратит многие часы, чтобы собрать свой первый проект. Редактор мечтает, что это будет отличный выпуск — содержательный, благозвучный. Но после десятков часов работы он вдруг теряет результат всех трудов из-за нелепой ошибки. И это случается со всеми: у нас в команде нет ни одного редактора, который бы через это не прошёл.

Чтобы этого не случилось с вами, мы собрали список из семи нелепых ошибок, которые губят проекты новичков в рипере.

1.Свёл дорожки — начинай сначала

Лена и Карина сидят рядом в студии и пишутся каждая в свой микрофон. На выходе получается две дорожки — по одной на каждый микрофон. Эти дорожки нужно синхронизировать, чтобы диалог звучал естественно. Для их нужно положить бутербродом друг на друга так, чтобы при воспроизведении реплики героинь совпадали. Синхронизируем вручную, ориентируясь на хлопок в начале трека.

Но «синхронизировать» — не то же самое, что «свести воедино». Если дорожки синхронизированы, то они лежат друг на друге бутербродом. Если сведены — то две дорожки сливаются в один трек. Этого делать не надо: если дорожки свести в один трек, то с ними больше не сможет работать ни редактор, ни звукорежиссёр.

2. Собрал шахматкой — начинай сначала

Лена и Карина сидят рядом в студии и пишутся каждая в свой микрофон. На выходе получается две дорожки — по одной на каждый микрофон. Иногда редактор думает: окей, значит, надо собрать их шахматкой: когда говорит Лена — звучит только её дорожка, когда Карина — её.


Но это ошибка.
Если собрать выпуск шахматкой, то мы не будем слышать реакции Лены на реплики Карины — все эти бесценные ахи и хихики. Но что ещё хуже — мы вообще перестанем понимать, сколько людей сидят в комнате.

Дело в том, что голос Карины звучит на обоих дорожках: громко — в её микрофон, тише — фонит в Ленин. Даже если удалить фрагмент Карининой дорожки, её фразы и междометия будут слышны на Лениной дорожке — в аудио появится эхо и отзвуки.

Например, этот фрагмент собран шахматкой: сначала мы слышим фон от смеха Карины в Ленином микрофоне, потом громкий смех — в Каринином микрофоне. В итоге вообще не ясно, сколько людей в комнате и чей там смех:
многосмех.ogg
Чтобы такого не случалось, режем всегда бутербродиком.

Бутербродиком — правильно:

Даже когда человек молчит, его дорожка не исчезает — на ней остаются ахи-вдохи и эхо слов собеседника. Так и должно быть. Иногда собеседники будут говорить одновременно, и будет сложно разобрать, что говорит каждый из них. Но даже в этом случае не нужно отрезать одну из дорожек: оставь, как есть — звукорежиссёр знает, как всё исправить.

Если помимо разговора двух людей есть другие вставки, они добавляются отдельными дорожками:
Да, в этом случае мы как будто собираем шахматкой, но на самом деле нет. В тех фрагментах, где в разговоре участвуют 2 человека, дорожки остаются бутербродиком; когда говорит один, дорожка остаётся одна.

3. Не сохранился — начинай сначала

Каждый наш новый редактор совершает одну и ту же ошибку: ноут разряжается или что-то ещё идёт не так — и он теряет всю проделанную работу.

Вот так выглядит редактор, который потерял результат двух дней плотной работы. Чтобы с тобой такого не случилось, нажимай ctrl-s или в меню «Сохранить проект».

4.Не поменял режим — начинай сначала

В рипере существуют разные режимы — Ripple Editing, они переключаются с помощью Alt + R или иконкой слева вверху. То, в каком режиме редактирования вы находитесь, видно на этой иконке, но она почти незаметная и какая-то непонятная.


В разных режимах редактура идёт по-разному: в одном удаление куска сдвигает в бок все дорожки разом (и можно случайно потерять фрагмент на сторонней дорожке), в другом — сдвигает только одну (и это может испортить синхронизацию дорожек), в третьем — фрагмент убирается, но дорожки не двигаются (и появляются дыры). Так ты можешь испортить свою сборку и заметить это только спустя много часов работы.

Понадобится какое-то время, чтобы перестать путать режимы и начать пользоваться ими с кайфом. Просто положи 2−3 дорожки, понажимай и посмотри, что получится.

5.Послушал на х2 — начинай сначала

В рипере есть как минимум два способа увеличить скорость воспроизведения: Rate и ВРМ — редакторы пользуются ими, чтобы быстрее отслушивать дорожки. Rate безобидный: он просто заставляет бегунок двигаться быстрее, но к тому же меняет тембр голоса. С Rate 2 все участники подкаста пищат, как Чип и Дейл.

Чтобы слушать в быстром темпе, но с нормальным тембром, редакторы использую ВРМ. Но у этого есть побочные эффекты.


Чтобы не создавать такую проблему, не пользуйтесь ВРМ. Но если вам интересно, откуда она берётся, то вникайте.

Если слушаешь фрагменты на ВРМ 240 (это ускорение в 2 раза), то ты не просто ускоряешь бегунок. В проекте создаётся тайм-флажок, и все треки после этого флажка получают особое свойство — они становятся в 2 раза быстрее. И это свойство наследуется: теперь если взять фрагмент из этой зоны и перенести в другое место, он перенесётся таким, какой есть, ускоренным. А если поставить в проекте несколько тайм-флажков и двигать по нему фрагменты туда-сюда, произойдёт лютая дичь: фрагменты будут менять свои скорости, и вы получите проект, где у каждого маленького кусочка появляется собственный показатель скорости.

Вот как выглядит лютая дичь:
Я трижды меняла ВРМ: сначала на 22, 220 и обратно в нормальные 120. Но это лишь создало три тайм-региона, и в каждом теперь действуют свои правила: один делает айтомы медленными, другой быстрыми, а третий оставляет в норме. Фрагмент записи, который попал на все три тайм-региона, стал неравномерным по скорости и получил битый playback rate: 1.148 115 вместо нормального 1.

Пока не очень страшно, да? Ведь можно просто выделить все фрагменты проекта, залезть в насройки item properties и выставить нормальный playback rate — 1. После этого фрагменты и правда вернутся в нормальную скорость, но размер каждого фрагмента останется прежним. Если в ускоренном виде в сантиметровый фрагмент помещалась целая реплика, то теперь, с нормальным playback rate кусочек не станет длиннее, просто в него теперь поместится только половина реплики. Это значит, всю вашу сборку можно начинать сначала.

Я использую ВРМ только во время отслушки и разметки: ставлю флажок в самом начале трека — и начинаю слушать на высокой скорости и размечать регионами. Когда закончила, убираю флажок, и трек возвращается в нормальную скорость. Правда, если забываю убрать флажок, в моих проектах случается лютая дичь.

6.Не настроил синхронизацию — работа встала

Проекты в рипере со всеми исходниками весят очень много. Стоит сохранять их в отдельную папку на компе и при первой возможности сносить — иначе память быстро забьётся. Если вам не повезёт, то память забьётся в самый неподходящий момент: как раз когда вы захотите сохранить результат многочасового труда и передать в работу главреду.
Лучшее решение — хранить файлы в Дропбоксе с умной синхронизацией.

7.Не скопировал исходники — работа встала

Дело в том, что проект в рипере — это лишь оболочка, которая ссылается на сторонние аудио-файлы. Если ты сохранила проект, а файлы не скопировала, то другой человек увидит схему нарезки, но сами дорожки будут с пометкой «оффлайн» — и их будет невозможно воспроизвести.

Чтобы этого не случилось, всегда храни рипер-файлы в той же папке, где лежат все исходники к нему. Это значит, что:
  • если вы работаете над одним проектом, то не надо внутри его папки создавать ещё какие-то подпапки для новых версий рипер-проекта. Им просто не смогут воспользоваться, если он будет лежать изолированно от папки, где лежат исходники.
  • пользуйся галкой copy all media., чтобы все аудио-файлы, использованные в проекте, скопировались в папку, где ты его сохраняешь.
  • пользуйся галкой move all media., чтобы не копить бесконечные копии исходников, если только ты не боишься, что исходники переместятся из папок, в которых они тоже нужны для работы над какими-то другими рипер-файлами.


Этот гайд будет каждый раз, когда новый редактор будет страдать каким-нибудь новым интересным способом.
Made on
Tilda