Предположим, вы хотите рассказать историю о том, как встретили свою любовь, запустили бизнес или переехали в другую страну. Кажется, чтобы сделать из этого подкаст, достаточно рассказать всё «как есть» — с жизой, фактами и чувственным опытом. Но «как есть» — это хорошо для протокола в полиции, а для истории нужен простроенный сюжет. Я расскажу, какие этапы проходит каждый герой: если построите текст по этим этапам, то даже история про ипотеку станет интереснее.
Когда я впервые применила «Путь героя», у меня была практическая задача: мы с напарницей открыли бизнес, и я взялась в телеграм-канале рассказывать про каждый шаг авантюры. Сначала мне было непонятно, что именно рассказывать и как: что важно, а что нет; что интересно, а что нет. А потом пришла сценаристка Анна Лобанова и посоветовала, как строить историю. Теперь тот же принцип я использую каждый раз, когда выстраиваю сюжет нарративного подкаста.
Какие этапы проходит герой
В каждом приключении герой проходит несколько этапов. И не важно, сдает он школьный проект, выступает на Олимпиаде или спасает мир — этапы всегда примерно одни и те же. Чтобы в этом убедиться, выпишите их на листок и возьмите с собой в кино. Если в фильме герой пойдет совсем другим путем, бросьте в меня помидор в комментариях.
Если история выходит на третий акт, то вместо финальной сцены будет «мнимая победа», а за ней огромный факап и финальная битва. Смотрите:
В интернете по запросу «путь героя» или «трёхактная структура» вы найдёте много вариантов этой схемы. Например, такой вариант:
Все они будут чуть-чуть отличаться, но суть останется та же.
Как это использовать в реалити
В тот раз, для телеграм-канала, я сделала большущую таблицу на ватмане: слева выписала все сюжетные линии (поиск поставщиков, ремонт, оформление ООО и т. п.), а наверху — этапы пути героя. Я приклеивала стикеры на каждый этап каждой сюжетной линии — так следила, как развивается история, и понимала, какие посты пора подготовить.
Слева — описание героинь. Справа — таблица сюжетных линий
Благодаря этим приёмам канал стало интереснее вести. Раньше я его не контролировала:
- линии появлялись и забывались;
- контента было то слишком много, то слишком мало;
- то выходило 100500 длиннопостов, то одни фотки.
Я часто пропускала этапы: не поставила задачу, а уже рассказываю про варианты решения; или варианты не перечислила, а сразу пишу, на котором мы остановились. Всё это делало линию истории прерывистой.
Но главное — в канале не хватало эмоций, я пропускала все оттяжки. Если случался факап, я переходила сразу к конструктиву: «Мы опоздали арендовать классное помещение. Ок, тогда наш план Б такой-то». Если случалась удача, я добавляла в неё сомнений: «Окей, мы нашли помещение. Но договор не подписан, радоваться рано». Но если нет радости, то не будет и падения — история останется без эмоций. Теперь я вижу, где нужно обрадоваться, пострадать или поспорить с напарницами.
Когда составила эту таблицу, то решила попробовать сильную эмоциональную оттяжку. У меня не сошлись остатки во время инвентаризации. Раньше я об этом упомянула бы вскользь в начале поста, но сам пост посвятила бы полезной информации о том, как вести товарный учет. Но не в этот раз. В этот раз я записала отдельное видео о том, как переживаю утрату 14 000₽. В конце — никаких выводов, никакой пользы; замолкаю до следующего дня. На следующий день — без передышки, без просвета радости — вторая ужасная новость.
Две недели назад мы узнали, что можем остаться без помещения под кофейню. Три дня назад опасения подтвердились. Раньше я держала бы подписчиков в курсе каждого шага: мы узнали, что могут быть проблемы с арендой, мы провели переговоры, мы провели ещё одни переговоры,,, Но в этот раз я придержала информацию, чтобы сделать из факапа полный и неожиданный разгром. И снова после него — никаких полезных выводов, молчание.
Вот реакция подписчиков:
«Я чувствительный читатель, хочется прибежать в Москву и построить вам кофейню из пряников — с леденцовыми окошками и мармеладным потолком».
«Не сдавайтесь! Всё ещё возможно!»
«Добрый день! На канале увидел печальные новости( Мог бы вам немного помочь с местом, есть несколько интересных вариантов».
Те подписчики, которых мы встретили лично, обнимали нас и поддерживали. Полезный пост о товарном учете не вызвал бы таких эмоций.
Я остаюсь на территории журналистики, а не вымысла: я не могу изобразить успех, где его нет, или выдумать факап. Я не могу симулировать эмоции, ведь на меня не работают профессиональные актеры. Но я могу структурировать рассказ, подсветить нужные моменты. Так таблица с сюжетными линиями помогает мне не врать подписчикам, но контролировать то, как именно я рассказываю им правду.
Как это использовать в сценарии
Если мы делаем нарративный подкаст с заранее прописанным сценарием, то дело становится ещё проще. Мы придумываем, из каких событий будет состоять подкаст, записываем их на карточках, а карточки располагаем по этапам пути героя. Потом остаётся из набора карточек составить поэпизодный план.Разница только в том, что теперь мы собираем карточки в ноушене, а не на ватмане.