© 2016 Zavareelee
Блог о подкастах — свежак

Как понять, о чём ваша история

Расскажу о приёме, который помогает мне формулировать, какую историю мы рассказываем в подкасте, и решать, что оставить, а что вырезать.

Проблема такая. Когда я начинаю работать над новым эпизодом «Заварили бизнес», у меня всегда как минимум в два раза больше материала, чем нужно. Обычно из полуторачасового интервью получается эпизод на 25-30 минут.

Разговор не всегда происходит линейно. Мы можем сначала поговорить об одном, потом о другом, потом снова вернуться к первому. Ну вы поняли.

Чтобы решить, что именно и в каком порядке будет в эпизоде, нужно разобраться, какую историю я хочу рассказать. Я делаю это с помощью фокусировочного предложения — подсмотрел его в книжке Out on the Wire:

Герой делает что-то, потому что, но.

В этом предложении — скелет и суть любой истории:
«Герой» — это тот, чью историю мы рассказываем.
«Делает что-то» — действия героя.
«Потому что...» — его мотивация.
«Но...» — препятствия, которые он преодолевает.

Вот как это работает. Когда я делал эпизод «Сопротивление материала» для «Заварили бизнес», я долго не мог найти место для некоторых фрагментов — они были безумно клёвыми, но ну никак не вставали.

После двух дней мучений, я расчехлил фокусировочное предложение и сформулировал историю так:

Саша открывает с партнером новую кофейню, потому что хочет выбраться из болота. Но оказывается, что у них с партнером разные представления о качестве.

После этого стало очевидно, что в этой истории совершенно нет места рассказам о том, как Саша сокращала сотрудников, ездила в Калининград и ругалась с гаишниками. Это клёвые фрагменты, но они не для этой истории.

Теперь применяю фокусировочное предложение каждый раз, когда чувствую, что хочу сказать слишком много и теряюсь. Это помогает не только с подкастами, но и со статьями, выступлениями и сторисами для инстаграма.

Made on
Tilda