© 2016 Zavareelee
Блог о подкастах — свежак

Как редактировать разговорный подкаст

Вы — редактор: получили от звукорежиссёра синхронизированные дорожки и начинаете лепить эпизод.

1. Порежь крупными блоками

Сначала нужно послушать весь разговор и понять, какие смысловые блоки пойдут в выпуск, а какие — нет. Если запись длится 120 минут, а выпуск — 40 минут, то нет смысла сразу причёсывать запись. Сначала нужно отказаться от крупных веток разговора, отрезать блоками по 5−20 минут.

Смело отрезаем всё, что:
  • не соответствует теме выпуска,
  • кэпское,
  • скучное.
После этой резни в рипере должно остаться не больше 50−60 минут (ещё минут 10−20 уберётся при более тонкой редактуре).

Если всё кэпское и скучное отрезали, а тайминг всё ещё больше 60 минут, то отрезаем интересное, но складываем в отдельный рипер — из этого сделаем допники в платную версию.

2. Собери первые 7 минут

Во многих подкастах за первые минуты выпуска ведущие успевают только поздороваться, представить участников, объяснить правила игры — то есть сделать самое скучное. Но именно в эти первые минуты слушатель принимает решение, выключить ли ему подкаст. Это как во время игры в настолки: все хотят скорее окунуться в экшен, и никто не хочет изучать правила. Вот и наши слушатели не хотят выслушивать сначала скучнямбу. Или это можно воспринимать, как на кредит доверия: слушатель будет готов вникнуть в сложное и скучное, но только если мы сначала покажем, что подкаст того стоит.

Поэтому редактор думает, как вовлечь слушателя с самого начала. Он может использовать разные механики:
  • Создать интригу — пообещать что-то заманчивое или задать вопрос, ответа на который захочется дождаться.
  • Дать превью интересностей — включить фрагмент чего-то захватывающего, что ждёт слушателя впереди.
  • Давать представлялки и объяснения не в самом начале, а по ходу выпуска. Так делают разработчики игр, которые не заставляют тебя учить правила на старте, а подкидывают их по чуть-чуть с каждым новом квестом.
Редактор может использовать эти техники или изобретать собственные. Важно, чтобы первые 7 минут подкаста вовлекли слушателя достаточно, чтобы он не выключил эпизод.

3. Собери блоки

В редактуре разговорного подкаста действуют те же правила, что в редактуре текста ((прочитай «Пиши, сокращай» и советы Максима Ильяхова, особенно то, что касается структуры).

У выпуска должны быть:
  • Генеральная тема. В выпуск должно войти всё нужное, чтобы эту тему исчерпать. И не должно быть ничего, что не относится к теме. В конце выпуска — выводы по генеральной теме.
  • Блоки. Каждый блок раскрывает один из аспектов темы. В блоке должно быть всё, что позволяет раскрыть этот аспект и не должно быть ничего лишнего. В конце блока — промежуточные выводы.
  • Вопросы. Внутри каждого блока может быть несколько вопросов. Как только вопрос заявлен, под ним должен быть содержательный ответ и не должно быть ничего, что не относится к этому вопросу.

Соответствовать этим правилам бывает сложно, потому что разговор может быть немного сбивчивым, и нарезать его, сохранив естественность, не так-то просто. Но редактор должен сделать всё возможное, чтобы выпуск стал структурированным. Для этого, редактируя выпуск, редактор держит в голове: какая генеральная тема, в каком блоке он сейчас находится и какой вопрос сейчас заявлен. Убирать всё, что не относится к заявленному вопросу, блоку, теме.

💣 Мы делаем много подкастов про бизнес, и в них есть риск улететь в абстракцию: весь выпуск рассуждать про MVP, NSM, LTV, кассовые разрывы и финмодели. Но слушателю сложно понять то, чего он не может представить, поэтому при любой возможности нужно возвращаться в реальность: в мир, где существуют столы, кошки и яблочные штрудели. К вещам, которые можно потрогать и представить.
Когда выбираешь, что отрезать, а что оставить, стоит помнить: байки и конкретные примеры всегда важнее общих рассуждений.

4. Почисти то, что получилось

Вот что нужно убрать:
  • торговлю лицом: «Я очень серьёзно отношусь к деньгам и договорённостям — не важно, в моём бизнесе или в чужом». Гости приходят к нам на подкаст в том числе для того, чтобы «торговать лицом»: это в их интересах, но не в наших. Мы делаем подкаст, который приносит пользу слушателям, а не только участникам. Впрочем, такие фразы не всегда нужно удалять: иногда они предваряют интересное рассуждение или помогают слушателю лучше понять героя. Когда принимаешь решение, оставить ли такую фразу, можно подумать: эта информация интересна или полезна слушателям? Если нет, то вырезать.
  • белые нитки: «Лёш, а задай Темботу вопрос, который мы в кафе обсуждали». Во время записи участники то и дело договариваются: что обсудим сейчас, а что потом, кому что сказать, когда делать перерыв или как ставить микрофон. Всё это надо вырезать, если только ты не собираешься сделать мета-комментарии фишкой эпизода.
  • повторы. «Как дела? Как дела? Кто хочет первый рассказать, как дела?» — сразу и неоправданный повтор, и белые нитки.
  • шутки, которые не зашли. Какие шутки оставлять, а какие выкидывать — это дело вкуса. Но чаще всего то, на что не отреагировали участники разговора, то можно считать незашедшим.
  • мусорные вводные конструкции: «Я, помимо всего прочего, занимаюсь вот чем». Звукорежиссёры сами убирают все оговорки и слова-паразиты, но более длинные фразы не трогают — их вырезает редактор. При этом надо следить, чтобы фраза без вводной конструкции звучала естественно. Если аккуратно вырезать не получается — оставляем.
  • отсылки к вырезанному: «в тех статьях РБК меня называли руководителем Яндекс. логистики, а теперь я руковожу Яндекс. доставкой». Во время разговора гости то и дело отсылаются к тому, что уже сказали ранее. Но если редактор убрал первое упоминание статей в РБК, то и отсылку надо убрать.
  • тупиковые ветки. Часто ведущий задаёт какой-то вопрос или вводит новую тему — но это не срабатывает. Разговор идёт в другую сторону, и реплика ведущего повисает в воздухе. Такие тупики нужно вырезать. Слушатель ориентируется на ведущего, поскольку именно он помогает ориентироваться в потоке информации: озвучивает темы выпусков и блоков, подводит итоги. Если ведущий задаёт очередной вопрос, то слушатель готовится следовать за ним -- и нам важно не заводить его в тупик.
  • кэпство. Если участник высказывает мысль, в которой вы не видите ничего нового, то её стоит вырезать. Достигнуть больших результатов не получится быстро и без усилий; чтобы чему-то научиться, нужно много практики; пить вредно — из таких мудростей вряд ли получится собрать классный подкаст.

💣 Но есть одна оговорка. Подкаст приятнее слушать, если он звучит, как живая речь без монтажа. Если в речи есть лишняя фраза, но её не вырезать без грубой склейки, тогда лучше оставить всё как есть.
Made on
Tilda