В третьем уроке мастеркласса Алекс в общих чертах рассказывает, к чему должен стремиться интервьюер, и какие вопросы задавать.
К чему стремиться
Первое, к чему должен стремиться интервьюер — искренние эмоции, юмор, human moments. Второе — истории.История или нарратив — это последовательность действий, которые к чему-то стремятся: неожданной или смешной развязке, осознанию чего-то нового.
Когда вы слышите хорошую историю, вы хотите узнать, что произойдет дальше. Если вы слушаете историю человека и вам не терпится узнать, что будет дальше — это хорошая история.
Какие вопросы задавать
Задавайте вопросы, которые вызывут эмоциональную реакцию и спровоцируют героя рассказывать историю.То, как вы формулируете вопросы — очень важно. Если вы хотите задать вопрос и услышать в ответ историю, задавайте открытые вопросы. Закрытые вопросы — это конец истории.
Вопросы для историй
Если в интервью человек начинает пересказывают диалог, вы на правильном пути. Пересказ разговора — это всегда история.Можно просить людей рассказать по шагам, как они пришли к чему-то: бизнесу, успешному проекту или карьере. Последовательность шагов — это тоже история. И часто каждый шаг будет отдельной историей.
1. “Tell me about the time when…” — «Расскажите о времени, когда…»
2. “Tell me the story of…” — «Расскажите, как…»
3. “Tell me about the moment when…” — «Расскажите про момент, когда…»
4. “Describe the conversation” — «Расскажите, о чем вы говорили»
5. “Tell me about the day you realized…” — «Расскажите про день, когда вы поняли…»
6. “What where the steps?” — «Расскажите, что вы делали, по шагам»
Вопросы для эмоций
Хорошее интервью для аудио похоже на беседу с психотерапевтом.Всё, что у вас есть в аудио — это то, что люди произносят. Если человек чего-то не произнес, то для слушателя этого просто не существует. Поэтому вы должны просить людей рассказать о том, что они чувствуют. Ваша задача — побуждать людей проявлять эмоции.
1. “How did that make you feel…” — «Как вы себя почувствовали, когда…»
2. “If the old you could see the new you, what would the old you say?” — «Если бы тогдашний вы встретился с вами сегодняшним, чтобы он вам сказал?»
3. “Give voice to the debate in your head” — «Расскажите о ваших сомнениях»
4. “What do you make of that?” — «И что ты об этом думаешь?» — это довольно искусственный вопрос, но он нужен.
5. “Why is this story so meaningful to you?” — «Почему эта история так важна для вас?»
Вопрос про старого и нового себя поможет человеку артикулировать изменения, которые с ним произошли.
Эмоции происходят вокруг внутренних конфликтов. Аудио помогает проявить внутреннюю драму человека. На телевидении мы видим, что происходит снаружи, а в аудио мы должны дать людям озвучить свой внутренний конфликт:
«Был ли момент, когда вы думали иначе или чувствовали себя иначе?»
«Вы выглядите очень уверенным сейчас, было ли так всегда?»
Иногда герой говорит о чем-то, и вы чувствуете, что для него это очень важно. Такие моменты нужно раскапывать. В этом помогают последние два вопроса. Они могут звучать не совсем естественно, казаться «срежисированными», но они помогают раскрыть героя.
Мы стараемся, чтобы интервью было в форме естественной беседы, и это хорошо. Но иногда нам приходится задавать и «срежиссированные» вопросы, чтобы раскрыть эмоции собеседника.
Главный навык интервьюера
Самое главное умение интервьюера — задавать вопросы и замолкать. Не нужно бояться, что собеседник почувствует себя неуютно.Да, мы хотим, чтобы герои чуствовали себя в безопасности. Но мы также хотим, чтобы они говорили реальные вещи, а не заготовленные ответы. Поэтому мы должны задавать неуютные вопросы.
Предыдущие уроки:
1. Почему аудио идеально подходит для историй2. Эмоциональная связь через аудио